Спираль молчания в корпоративной среде: что это и почему это вредно?
Как часто можно встретить компетентных, опытных, но неизменно молчаливых участников совещаний, которые дают немое согласие даже по самым животрепещущим вопросам? Нередко мы и сами не транслируем своих идей, уверенные в том, что общество их не примет.
Не высказывать или даже менять точку зрения из-за внутреннего ощущения, что большинство думает иначе, – это социальный феномен, который называется «Спираль молчания». Он может быть полезен для человека,
но вреден для компании. Рассказываем, почему это так.
История вопроса
О спирали молчания упоминали еще античные философы, затем – Никколо Макиавелли и Жан-Жак Руссо. Однако сам термин ввела в массы немецкий социолог и политолог Элизабет Ноэль-Нойман в 60-70-х гг. XX века в своем фундаментальном труде «Общественное мнение. Открытие спирали молчания». Она выделила четыре этапа спирали молчания:- люди начинают прислушиваться к чужому мнению;
- часть людей уверена в своей точке зрения, другая – настораживается;
- часть людей публично демонстрирует свое мнение, остальные выбирают стратегию молчания;
- на выходе мы имеем спираль молчания, которая закручивается, – возникает ложное ощущение общественного консенсуса.
Люди, которые придерживаются непопулярной позиции, но не озвучивают ее, находятся внизу спирали. Чем больше точка зрения человека расходится с той, которая, как ему кажется, является общепринятой, тем меньше он уверен в собственной правоте и тем менее вероятно он готов высказываться публично. Страх, который называется «все думают иначе, один я выделяюсь», раскручивает спираль и на каждом новом витке увеличивает количество людей с одинаковой позицией.
Есть преимущества и недостатки
Боязнь изоляции – движущая сила спирали. Постепенно страх быть отвергнутым подавляет одну точку зрения и превозносит другую не только в коллективе, но и в нас самих. Как и любой феномен, спираль молчания имеет положительные и отрицательные стороны.Эволюция научила нас тому, что выжить можно только в социуме. Сама по себе необходимость прислушиваться к мнению остальных созидательна – она дарит нам эмпатию, способность договариваться, торговать и работать сообща. А прислушиваться к мнению большинства – это значит ставить коллективное выше личного, что является ценностью многих компаний.
К негативным факторам явления социологи относят:
- снижение инновационного потенциала компании;
- замалчивание проблем, иногда даже критических;
- чувство дискомфорта от собственной «инаковости» может провоцировать стресс и таким образом негативно влиять на продуктивность;
- снижение профессиональной самооценки, что сказывается на удовлетворенности работой, – в свою очередь, это может привести как к профессиональному выгоранию, так и к «тихому» увольнению.
Что помогает выбраться из «спирали молчания»?
Выбраться можно не всегда, и далеко не всем это нужно. Есть компании, находящиеся вверху спирали, которые успешно работают на рынке десятилетиями. Проблемой это становится, скорее, для проектов, которые развиваются за счет инноваций и творческого подхода, которым важно не застаиваться в покоренных водах, а постоянно двигаться дальше.Дополняя популярных HR-консультантов, повсеместно рекомендующих создавать и развивать открытую корпоративную среду, мы предлагаем несколько IT- инструментов, которые помогут в нелёгком деле возврата
к инклюзивности идей и мнений.
Анонимная обратная связь через сервис HelpDesk.
Сотрудники могут транслировать свои мысли HR-специалистам или напрямую руководству без страха осуждения. Анонимам отвечают в специальном разделе портала или на почту, указанную как контактные данные. Система настроена так, что даже администраторы с самыми всеобъемлющими правами или разработчики не могут видеть, кто оставил анонимное обращение.Банк идей.
Стимулирование инноваций в формате конвейера помогает не бояться критики. Плохую идею просто не возьмут в реализацию или вернут на доработку, за хорошую – заплатят и похвалят официально. Принципы мозгового штурма, где никакая идея не критикуется, а только дополняется, снижает уровень напряжения у людей с ощущением инакомыслия. Некоторые компании устраивают «дни безумных идей», где выражение странныхи неочевидных мыслей только приветствуется.
Пульс-опросы на главной странице.
Помимо отслеживания динамики коллективных настроений, пульс-опросы помогают выявить реальное разделение мнений по важным вопросам. Нажать кнопку «скорее не согласен/не согласна» легче и безопаснее, чем транслировать свои взгляды публично. Важно интересоваться не только точкой зрения сотрудника, но и тем, как, по его мнению, думает большинство. Ответ «я скорее не согласен, а вот окружающие вполне «за» – красный флаг спирали молчания. Особенно наглядно это работает, если спрашивать сотрудников до проведения публичного обсуждения и после.Попасть в спираль молчания значительно проще, чем выбраться оттуда. Если в вашей команде важно слышать непопулярные мнения и неочевидные мысли, то создавать и развивать открытость коммуникаций – ваш путь.
Со своей стороны мы готовы помочь с IT-решениями для масштабирования культуры открытости в digital-среде.